Обучение

Словарь терминов

Вектор

(vector) - 1. величина, характеризуемая числовым значением и направлением; 2. направленный сегмент; термин, служащий для образования производных терминов, связанных с векторными представлениями пространственных данных (см. векторное представление, векторно-топологическое представление, векторно-растровое преобразование, растрово-векторное преобразование, модель "спагетти"), векторными форматами (пространственных) данных, устройствами векторной машинной графики (векторный дисплей).

Векторно-растровое преобразование

(rasterization, rasterisation, gridding, vector to raster conversion) - син. растеризация - преобразование (конвертирование) векторного представления пространственных объектов в растровое представление путем присваивания элементам растра значений, соответствующих принадлежности или непринадлежности к ним элементов векторных записей объектов.

Векторно-топологическое представление

(arc-node model) - син. линейно-узловое представление - разновидность векторного представления линейных и полигональных пространственных объектов, описывающего не только их геометрию (см. модель "спагетти"), но и топологические отношения между полигонами, дугами и узлами.

Векторное представление

(vector data structure, vector data model) - син. векторная модель данных - цифровое представление точечных, линейных и полигональных пространственных объектов в виде набора координатных пар, с описанием только геометрии объектов, что соответствует нетопологическому В.п. линейных и полигональных объектов (см. модель "спагетти") или геометрию и топологические отношения (топологию) в виде векторно-топологического представления; в машинной реализации В.п. соответствует векторный формат пространственных данных (vector data format).

Вертикальный угол

(vertical angle) - угол в вертикальной плоскости. Различают: угол наклона (angle of bank, angle of pitch, angle of slope) - В.у., отсчитываемый от горизонтальной плоскости вверх от 0 до + 900, и вниз от 0 до - 900; угол возвышения, или угловую высоту (angle of altitude, angle of elevation) - угол наклона направления на предмет (например, на спутник или на небесное светило), расположеный над горизонтальной плоскостью; зенитное расстояние (zenith angle, zenith distance) - В.у., отсчитываемый от направления отвесной лини (астрономическое зенитное расстояние - astronomic(al) zenith distance) или от нормали к эллипсоиду (геодезическое зенитное расстояние - geodetic zenith distance) от 0 до 1800.

Визуализатор

(visualizer, viewer) - син. вьювер, жарг. вьюер - программное средство, предназначенное для визуализации данных; в ГИС: один из типов программных средств ГИС с набором функций, ограниченных, как правило, возможностями видеоэкранной визуализации картографических изображений, называемый картографическим В. (map viewer), с факультативными функциональными возможностями дополнения и преобразования атрибутивных данных, их экспорта и импорта, статистической обработки, деловой графики, вывода изображений на иные графические периферийные устройства. Простой В. (в том числе графики) носит название браузера, или броузера, "просмотрщика" (browser).

Визуализация

(visualization, visualisation, viewing, display, displaying) - син. графическое воспроизведение, отображение - 1. в ГИС, компьютерной графике и картографии - проектирование и генерация изображений, в том числе геоизображений, картографических изображений и иной графики на устройствах отображения (преимущественно на экране дисплея) на основе исходных цифровых данных и правил и алгоритмов их преобразования. Возможности проектирования и редактирования изображений включают набор инструментальных средств и визуализационных операций, включая масштабирование изображения (zooming), т.е. его уменьшение (reducing, zoom in) и увеличение (enlarging, zoom out), кратное целому или задаваемое пользователем, или укрупнение деталей избранного фрагмента в пределах прямоугольного окна (windowing), панорамирование, то есть развертывание изображения до размеров рабочей части видеоэкрана или его активного окна (pan); прокрутку, или скроллинг (scrolling) изображения, размер которого превышает габариты отображения; пролистывание, или покадровый просмотр, браузинг, броузинг (browsing) многослойного набора или последовательности изображений; смещение, перемещение, дублирование, отсекание (клиппирование), поворот (ротацию) и иные графические или геометрические преобразования. К средствам оформления изображений относятся операции цветной заливки замкнутых контуров (shading) из палитры допустимых цветов (palette) или их штриховка (cross-hatching) из набора их текстурных типов (pattern). При визуализации картографических изображений, кроме того, используются различные графические переменные и особые способы картографического изображения. Различают также плоские, или двухмерные, или планиметрические (planimetric images, 2-D view, 2-D images) и трехмерные (volumetric images, 3-D view, 3-dimensional view, perspective view) изображения; последние из них строятся в аксонометрической, ортогональной или перспективной (центральной) или иной проекции из центра (центров) проецирования - точки обзора (vista point, view point, point of view) с определенными характеристиками: высотой над поверхностью, расстоянием до нее и направлением обзора, в виде полутонового светотеневого или нитяного, сеточного (fishnet), каркасного, или проволочного, проволочно-каркасного (wire-frame) изображения; изображение может дополняться "подставкой" (base); в случае, если грани визуализируемого блока используются для В. подповерхностного строения тела, такие изображения носят название блок-диаграмм. Построение трехмерных изображений, или рендеринг, "экранизация" (rendering) - одна из функций обработки цифровой модели рельефа, зачастую используемая совместно с другой операцией обработки ЦМР - наложением на трехмерное изображение планиметрического слоя, или "драпировкой" (draping), в том числе цифровых аэро- или космоизображений, что позволяет получать высокореалистичные объемные изображения территории, динамическое манипулирование которыми (в том числе в тренажерных системах) дает эффекты, близкие к виртуальной реальности. Реалистичность В. достигается также текстурированием изображений при использовании моделей трехмерных данных, допускающих связь текстурного элемента, или тексела (texel, от англ. texture element) поверхности тела с атрибутивными данными. Выделяют 2,5-мерные изображения (2.5 view) (жарг.), под которыми понимаются: 1) любые плоские изображения рельефа в изолиниях; 2) плоские блок-диаграммы, лишенные трехмерного изображения; 3) любые трехмерные изображения на плоскости в упомянутом выше смысле, признавая трехмерность исключительно "истинных" трехмерных изображений (true 3D view): стереомодели, наблюдаемой на стереоприборах, объемных или стереоизображений, полученных анаглифическим, голографическим и иными способами, в том числе на специализированных объемных дисплеях непосредственной трехмерной В. типа DVDD (Direct Volume Display Device). - 2. в дистанционном зондировании: воспроизведение цифрового изображения или результатов его обработки на дисплее с помощью специальных структур данных, существенно увеличивающих скорость В., - т. н. "пирамидных слоев" (pyramid layers, reduced resolution datasets), позволяющих вписывать множество пикселов исходного снимка в ограниченное число пикселов окна дисплея с выводом на него одного из предварительно построенных изображений с разрешением, последовательно уменьшающимся 2, 4 или 8 крат.

Виртуальная реальность

(virtual reality, VR) - искусственная действительность, во всех отношениях подобная подлинной и совершенно от нее неотличимая. При этом между искусственной действительностью и воспринимающим ее человеком образуется двусторонняя связь. Динамическая модель реальности создается средствами трехмерной компьютерной графики и обеспечивает (с помощью специальной аппаратуры: шлема-дисплея (Head-Mounted Display, HMD) и сенсорной перчатки) взаимодействие пользователя с виртуальными объектами в режиме реального времени с эффектом его участия в конструируемых сценах и событиях. Важное место в возникновении и развитии систем В.р. принадлежит тренажерам, прежде всего авиационным. С расширением круга пользователей WWW возникла потребность включения в Web-страницы элементов В.р.; этой цели служит язык VRML. Создание элементов В.р. средствами ГИС, связанное с высокореалистичным воспроизведением внешнего вида физиономичных элементов ландашафта при различных внешних условиях (дневного, ночного и сумеречного освещения; наличия облачности, тумана и дымки; сезонных изменений в состоянии ландшафта; фенофаз растительного покрова и т.п.) на основе трехмерного моделирования местности путем наложения аэро- или космического изображения на цифровую модель рельефа, находит применение в симуляторах и тренажерных системах.

Врезка

(inset map) - син. карта-врезка – дополнительная карта, помещаемая в одной рамке с основной картой и содержащая более подробное изображение какого-либо участка, положение территории по отношению к ее окружению, дополнительные данные и др.

Высота

(absolute height, altitude absolute, height, elevation, altitude) - син. абсолютная высота, (высотная) отметка - одна из координат, отсчитываемая от поверхности, принятой за начало счета. Различают: геодезическую высоту (geodetic height, ellipsoid height) - расстояние от эллипсоида по нормали к нему до заданной точки; ортометрическую высоту (geoidal height, orthometric height) - расстояние от геоида по отвесной линии до заданной точки; нормальную высоту (normal height) - расстояние от квазигеоида по нормали к эллипсоиду до заданной точки. В. положительны над отсчетной поверхностью и отрицательны под ней. Геодезическая В. равна сумме В. ортометрической и В. геоида над эллипсоидом, или сумме В. нормальной и В. квазигеоида над эллипсоидом. В., отсчитываемые от некоторого произвольного начала, называют относительными высотами (relative height). Разность В. текущей точки относительно В. другой точки называют превышением (height difference).
наверх