Пресс-центр

Зачем Оренбургу геоданные и почему Big Data может радикально изменить городскую инфраструктуру?

01.03.2021
Рубрика:ИТ

Оренбург, несмотря на относительно небольшое количество машин и широкие транспортные магистрали – город пробок и плохо организованной дорожной инфраструктуры. В 21 веке, с ростом количества автомобилей, недостатки становятся все очевиднее. Сегодня изменить то, чего не предсказали инженеры времен Брежнева, помогут высокие технологии.

Почему все так?

Оренбург в разные годы застраивался по совершенно разным планам, а общей транспортной концепции в областном центре нет до сих пор. Принятые властями планы развития дорожной инфраструктуры постоянно разбиваются о реальность – то недостаток финансирования, то совершенно иные потребности. Потому в городе пробки, непродуманная система светофоров, неудобное распределение наземных и подземных переходов.

Эксперты «АВТОСТАТа» выяснили, что в среднем на 1 тысячу жителей приходится 309 легковых автомобилей. Цифра растет с каждым годом. Отсюда постоянный заторы и пробки на городских дорогах. Радикально изменить ситуацию могла бы Big Data. Аналитика геоданных, которая обезличенно и без привязки показала бы самые проблемные точки. Однако некоторые сложные узлы видны и без нее. Крупные инфраструктурные проекты в городе есть. О некоторых пока остается только мечтать. Решить целый ряд проблем могли бы новые транспортные развязки возле уже имеющихся магистралей. Если не сделать этого, в ближайшее 10 лет, город окончательно утонет в автомобильных пробках.

Оренбург меняется

В 2019 году в Оренбургской области появилось министерство цифрового развития. Одна из задач нового ведомства – внедрять «цифру» там, где она необходима. Геоданные – не исключение. В министерстве осознают необходимость ее повсеместного внедрения, и там, где собирать данные (не обязательно на транспорте – в любой отрасти) удается, качество аналитики приобретает совершенно другой уровень. Как рассказали «Оренбург Медиа» в ведомстве, «Региональная навигационно-информационная система Оренбургской области» уже разрабатывается. Её будут применять для мониторинга, так и для контроля – в частности, за опасными и тяжеловесными грузами.

В то же время, Главным управлением дорожного хозяйства области уже разработана концепция развития интеллектуальной транспортной системы региона. Одна из ее задач – автоматизировать процессы управления дорожным движением в оренбургской агломерации (Оренбург и Оренбургский район). Именно это ведомство собирает аналитику для дальнейшего развития инфраструктуры.

Одним из наиболее достоверных источников информации при планировании строительства дорог является big data – массивы обезличенных данных, которыми располагают в том числе операторы сотовой связи. Как рассказал директор МТС в Оренбургской области Алексей Баштовой, геоаналитика помогает отслеживать перемещения абонентов, благодаря чему можно изучать и прогнозировать движение транспортных потоков на дорогах.

— МТС активно использует геоданные как в своей собственной работе – например, на их основе мы открываем новые салоны и составляем график работы консультантов, — так и в интересах развития городской инфраструктуры. За последние годы мы в сотрудничестве с профильными ведомствами разных регионов реализовали несколько крупных проектов по применению big data именно в сфере транспорта: так, например, на Дальнем Востоке МТС проанализировала загруженность одной из федеральных трасс: выявила проблемные участки, часы пик, сезонные колебания трафика, интенсивность транспортных потоков, что позволило региону оптимизировать транспортную инфраструктуру, — рассказал Алексей. — В одном из крупных промышленных городов Урала с помощью геоданных МТС удалось изучить реальный уровень транспортной загруженности районов, определить, какие из них действительно являются «спальными», а в какие люди чаще приезжают на работу, и на основе этой информации скорректировать маршруты и график движения общественного транспорта. В соседней Самарской области в конце прошлого года МТС совместно с Министерством транспорта реализовала пилотный проект, позволяющий оценить движение потоков транспорта в разных районах области. У нас уже наработан довольно большой опыт и экспертиза в этой области, которую мы можем применить в любом регионе России, в том числе и в Оренбуржье.

Мы описали пять больших инженерных проектов Оренбурга, часть из них разрабатывались в доцифровую эпоху. И как знать, может быть Big Data сделала бы их совсем иными.

Дублер Чкалова-Гагарина

В часы пик направление Чкалова-Гагарина сильно перегружено. Работы по строительству новой дорожной магистрали в Оренбурге начались весной 2015 года. Протяженность дорожного полотна составляет около 10 километров. В том же 2015 году планировали завершить первый этап строительства – 900 метров. Четырехполосная магистраль по генплану 2008 года должна соединить центр города с Загородным шоссе. Транспортного дублера планировали запустить в районе поймы реки Урал до 2021 года. Сейчас эта территория активно застраивается.

Еще в начале строительства чиновники говорили, что будущее проекта сильно зависит от финансирования. Так и вышло. Сегодня на дорогу-дублер потратили больше 80 миллионов рублей и до полной реализации проекта еще далеко. В этом году объявлен очередной аукцион на реконструкцию участка от ул. Уральской до территории ООО «Оренбург Водоканал».

Дорога имени маршала Рокоссовского

Дорогу на улице Рокоссовского, которая соединит проспект Победы и улицу Терешковой в районе комплекса «Времена года», оренбуржцы очень ждут. Динамично развивающийся микрорайон не имеет сквозного проезда к двум крупнейшим магистралям города. Отсюда сложности с транспортной развязкой и общественным транспортом. Но уже в этом году начались проектные работы, объявлен аукцион на строительство участка дороги, стоимостью 283 миллиона рублей. Кроме того, в 2021 году начнут строить две кольцевые развязки.

— Со стороны проспекта Победы, начнется строительство кольцевого пересечения в районе ТЦ «Метро», которое завершится в 2022 году. Введение в эксплуатацию данных объектов позволит соединить две крупнейшие городские магистрали. Для этого в 2023 году запланировано строительство долгожданной для многих оренбуржцев дороги, протяженностью 2,38 км. Завершение всех работ на улице Рокоссовского намечено на 2024 год, — рассказал министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Александр Полухин.

Развязка Шевченко-Победы

Много лет автомобилисты Оренбурга ждали с нетерпением, когда же приведут в порядок и нормализуют автомобильное движение на перекрестке ул. Шевченко и пр. Победы. В 2016 году городские власти впервые заявили о масштабном строительстве двухуровневой развязки, которая позволит разгрузить этот участок дороги. В 2017 году в администрации Оренбурга подготовили проект двухуровневой развязки. Со слов специалистов, по примерным подсчетам данная реконструкция стоила бы 250 миллионов рублей. Чиновники мэрии планировали получить федеральную поддержку.

На представленном макете видно, что планировали изменить и перекресток проспекта Победы и ул. Монтажников. На нем хотели организовать кольцевое движение автотранспорта. До сих пор проект остается лишь на бумаге – денег нет.

Мосты, кругом мосты

Почти 20 лет ждал своего часа проект нового моста на улице Конституции. Работы по строительству путепровода начали в 2019 году и планируют завершить в ноябре 2021 года. Масштабный проект, стоимостью более 400 миллионов рублей, заменит ранее существовавший на этом месте мост. Его предшественника — путепровод на улице Конституции в 1992 году признали аварийным и демонтировали. Строящийся мост соединит Степной микрорайон с улицей Терешковой. Таким образом путепровод поможет разгрузить улицу Театральную и переезд возле Армады.

Ремонтные работы моста через реку Сакмара стартуют только в этом году. Аварийный и ветхий мост наконец заменят новые конструкции. Крайний срок начала работ — осень 2021 года. Параллельно специалисты начнут разбирать старый верховой моста, который разрушен и не используется.

Надземные переходы

Для нормального функционирования дорожной сети городу одновременно нужна и инфраструктура, связанная с пешеходными переходами. Снизить уровень аварийности и сделать дорожное движение безопасным также одна из задач городских властей. Так, в январе прошлого года в районе поселка Экодолье Оренбургского района открылся первый в области надземный пешеходный переход. Этот участок дороги в ГИБДД называли в числе самых аварийных из-за большого пешеходного траффика. Дорога районного значения разделяет проходит между поселками, инфраструктура которых — школы, магазины, детсады — расположена по обе стороны от магистрали.

Безопасным для пешеходов планируют сделать и участок оживленного Нежинского шоссе под Оренбургом. Две части поселка Пригородный соединит надземный переход. Еще один надземный пешеходный переход построят над автомобильной дорогой Оренбург-Орск в районе поселка Пригородный.

Что изменят геоданные?

Не исключено, что повсеместное и масштабное применение геоданных позволило бы перейти от глобальных дорожных проектов к локальным, которые, как правило, и разгружают город от пробок. В Оренбурге есть пример такого внедрения. «Автобусы должны ходить там, где это нужно, а не там, где это исторически сложилось», — отмечают в компании «Лидерком». Пассажирский перевозчик применяет геоданные на трех своих маршрутах. Там убеждены, что это – не будущее, а настоящее.

— В Оренбурге более 50 маршрутов, и просчитать вручную их рентабельность, загруженность и глобально их целесообразность – просто непосильная задача. С помощью больших данных и программных продуктов она упрощается в несколько раз. На первом этапе идет накопление данных – например, скорость движения и пассажиропоток. Так мы видим самые востребованные остановки города, участки и временные промежутки, где салон автобуса переполнен. Все это собирается в автоматическом режиме и это дает возможность регулировать количество транспортных средств на линии. Чем больше данных мы имеем, тем лучше продукт мы видим на выходе, — рассказал руководитель отделения развития ООО «Лидерком» Александр Хмелевских.

В компании отмечают, что с помощью таких систем можно проанализировать существующую сеть, но главное понять какая маршрутная сеть будет самой оптимальной в данный период развития города.

— Мы бы с удовольствием воспользовались данными операторов о перемещении людей для формирования предложений по маршрутной сети города, — заключил Хмелевских.

Что в итоге?

Конечно, геоданные и аналитика больших данных – не панацея. Любой инфраструктурный проект, меняющий город, требует не только графиков с выкладками, но и денег. Зачастую – очень больших денег. Но Оренбург меняется, в том числе, и в цифровую сторону. А о результатах этих перемен, их скорости, качестве и эффективности, мы сможем судить, в лучшем случае, в 2030 году. И, вероятно (по крайней мере мы очень на это надеемся), к этому времени аналитика данных в регионе станет не нововведением, а обыденностью.

Источник: orenburg.media

Возврат к списку

наверх