Пресс-центр

Политика развития отрасли наблюдения Земли из космоса

05.08.2019

Спутниковое наблюдение Земли является глобальным явлением со времен запуска спутника Landsat. Однако в связи с быстрой приватизацией отрасли возникают противоречия между политикой в ​​отношении данных, продиктованной коммерческими требованиями и национальным законодательством. Инициативы на национальном, субнациональном и региональном уровнях и их соответствие друг другу необходимо для понимания развития отрасли. Об пишет в статье «Earth Observation Policies – What is the Way Forward» Arup Dasgupta на сайте www.geospatialworld.net

Отчет Global Geospatial Industry Outlook and Readiness Index 2019 г. (опубликованный Geospatial Media and Communications) показывает, что в 2018 г. геопространственная отрасль оценивалась в 339 млрд долл. Прогнозируется, что к 2020 году эта отрасль будет стоить 439,2 млрд долл., и ее совокупный годовой темп роста (CAGR) составит 13,8%. Такое ускорение роста можно объяснить непрерывным развитием технологий в отрасли, демократизацией геопространственной информации, основанной на интеграции с достижениями в области цифровых технологий и созданными в результате инновационными бизнес-моделями.

По оценкам Reportlinker, только одна отрасль наблюдения Земли будет расти в среднем на 9,1% в 2018–23 гг., И ожидается, что к 2023 г. она составит 11,8 млрд долл. Эти цифры дают представление о глобально расширяющемся геопространственном рынке.

Более внимательное изучение этих цифр показывает, что львиная доля суммы в 439,2 млрд долл принадлежит сфере ГНСС и рынку позиционирования (260,8 млрд долл.), за которыми следуют ГИС и аналитика (88,3 млрд долл.) и наблюдение Земли (79 млрд долл.). «Это, в основном, связано с растущим спросом на информацию о местоположении, распространением мобильных устройств и растущей потребностью в устройствах ГНСС в различных отраслевых сегментах, таких как сельское хозяйство, авиация и интеллектуальные транспортные системы (ITS)», — говорится в отчете Geospatial Industry. Сегмент ГИС и пространственной аналитики поддерживается «растущим внедрением пространственной аналитики в городском планировании, управлении коммунальными услугами, электронном правительстве, приложениях, розничной торговле и логистике, управлении стихийными бедствиями и различных других приложениях». Малые спутники, наноспутники, получение данных почти в реальном времени и растущая сфера получения добавленной стоимости, использующая данные высокого разрешения, влияют на индустрию наблюдения Земли из космоса.

Тем не менее, у этой истории есть свои нюансы. Год назад в статье “Who’s Buying all that Satellite Imagery?”, опубликованной на сайте Geospatial World, было показано, что крупными заказчиками являются правительственные ведомства, причем оборона находится на самом верху. Отраслевые эксперты ожидают, что к 2020 г. рынок будет поровну разделен между правительственными агентствами и промышленными отраслями, а к 2025 г. промышленность обгонит правительства и появится новый сегмент гражданских потребителей. В таком случае, как правительственные агентства должны реагировать с точки зрения политики и правил?

Частно-государственное партнерство

На Geospatial World Forum в 2019 году на панели National Policies and Strategies for EO Industry Development обсуждались многие из этих вопросов. Один из появившихся подходов заключался в совместной работе правительств и промышленности в таких ключевых областях, как борьба со стихийными бедствиями, информация о погоде, наблюдение за границами и управление природными ресурсами. Massimo Camparini, генеральный директор e-GEOS, рассказал об опыте Итальянского космического агентства, работающего с компанией Telespazio, в создании платформ для наблюдения на море, для обороны, сельского хозяйства, управления активами и облачных вычислений. Это знаменует собой сдвиг парадигмы от продажи данных к созданию платформ решений на основе подписки.

Взгляд представителя отрасли хорошо изложила Agnieszka Lukaszczyk, старший директор компании Planet по связям с ЕС. Она подчеркнула, что для них важно разговаривать. «Государственно-частные партнерства являются ключом. Все больше отраслей делают огромную работу в космической отрасли. Важно, чтобы мы работали вместе, и отрасль имела право голоса в политике, особенно в космосе. Без промышленности космические исследования не были бы тем, чем они являются сегодня. Многие люди в отрасли плохо относятся к регулированию. Таким образом, мы должны внедрить продуманную политику, которая фактически способствует инновациям и росту и позволяет отрасли расти и обновляться. И нам нужно найти этот баланс между тем, что является общественным благом, и тем, что предлагает рынок», — объяснила Agnieszka Lukaszczyk.

Примером такого партнерства является обслуживание Международной космической станции, международного правительственного проекта, с помощью космического корабля Dragon, созданного частной американской компанией SpaceX в США и запущенного компанией Falcon 9, разработанного SpaceX с помощью инфраструктуры запуска, которая принадлежит НАСА, государственного учреждения США. Нет никаких субсидий, нет грантов, но есть бизнес-контракт, который показывает важность государственных контрактов для поднятия небольших компаний на большие высоты. В целом правительства являются крупнейшими потребителями услуг, поэтому, по словам Geoff Sawyer, генерального секретаря EARSC- Belgium, политика закупок должна стать инновационной. Agnieszka Lukaszczyk добавляет, что правительства должны включить наблюдения за Землей в политику для других секторов как жизнеспособный инструмент для увеличения размера коммерческого рынка.

Национальная политика

Политика наблюдения Земли носит в основном национальный характер, поскольку каждая страна имеет свое собственное восприятие данных и приложений, соответствующих ее потребностям. Политики, в свою очередь, определяют нормативно-правовую базу, и отрасли должны работать в этих рамках. Что касается политики, необходимо охватить как политику в области геопространственных данных, так и общую политику в сфере информационных технологий, поскольку геопространственную отрасль можно рассматривать как особый случай IT. Большинство IT-инноваций, таких как облачные вычисления, аналитика больших данных, AI и Deep Learning, нашли свое применение в геопространственных приложениях. Некоторые другие технологии, такие как Интернет вещей, приобретают ценность благодаря геопространственным данным.

В основе этого лежит Национальная картографическая политика, обычно администрируемая Национальным картографическим агентством (НКА). НКА отвечает за поддержание геодезической сети и серии аутентифицированных карт страны с официальными названиями объектов. Оно должен обслуживать гражданские и военные нужды страны различными продуктами для разных слоев общества. Учитывая этот мандат, НКА должно признать потребности промышленности и общества и создать благоприятную среду, чтобы можно было реализовать преимущества государственно-частного партнерства. Хотя НКА, возможно, являются старейшими организациями, занимающимися пространственной информацией в любой стране, поэтому они несут багаж традиций, которые нужно преодолеть путем признания и внедрения современных технологий. Частные лица могут играть важную роль в частно-государственном партнерстве.

НКА и другим учреждениям, как государственным, так и частным, необходимо совместно разработать национальную геопространственную политику, которая касается наблюдения Земли с космических, пилотируемых и дистанционно управляемых аппаратов, сенсорных сетей и ГНСС. Политика открытых данных необходима специально, когда данные собираются за счет налогоплательщиков. В то время как частные агентства оправдывают стоимость своих данных, потому что они должны удовлетворить своих акционеров, государственные учреждения не могут повторно облагать их налогом. Зачастую государственные органы оправдывают взимание налогов тем, что это просто возмещение прямых затрат на публикацию и отправку данных. Как бы то ни было, аргументы в пользу открытых данных более чем доказаны Landsat и Copernicus. Многие инновационные приложения, использующие эти наборы данных, — это дивиденды, которые приносят пользу налогоплательщику.

Другая политика, которая влияет на геопространственные системы, касается науки и техники, инноваций и информационных и коммуникационных технологий. К ним относятся стратегии для облачной инфраструктуры, сетевой инфраструктуры, инфраструктуры IoT и расширения возможностей цифровых технологий. В параллельных пользовательских сферах необходимы сильная политика и стратегия, такие как принятие BIM, проектирование и IoT. Индустрия с добавленной стоимостью, особенно в геопространственных приложениях, должна инвестировать в Data Analytics, AI и Deep Learning и использовать их в решениях для пользовательских сфер.

Добровольно предоставляемая информация и краудсорсинг являются пренебрегаемыми источниками данных. Должна быть четкая политика в отношении того, как такие данные могут курироваться и использоваться в геопространственных решениях, особенно в ситуациях реального или почти реального времени.

Глобализация или глокализация?

Спутниковое наблюдение Земли является глобальным явлением со времен запуска проекта Landsat. Однако в связи с быстрой приватизацией этой отрасли возникают противоречия между политикой в ​​отношении данных, продиктованной коммерческими требованиями и национальными законами. Поэтому такие отрасли должны быть чувствительными и соблюдать национальные законы стран, в которых они работают. Что касается космоса, то он регулируется Договором ООН по космосу, но геополитика сдерживается национальными целями. В качестве примера можно привести нормы долгосрочной устойчивости (LTS), которые обсуждаются в Комитете по науке и технике UNCOPUOS. Сформулированные в 2016 г., эти нормы могли найти одобрение для того, чтобы быть представленными на Генеральной Ассамблее ООН только в середине 2018 г., и то же самое только для 21 из 28 статей.

LTS имеет важное значение, поскольку распространение небольших спутниковых группировок для наблюдений за Землей, а также глобальная связь ставят под угрозу космическую среду и могут привести к синдрому Кесслера, когда может произойти цепная реакция спутников, падающих друг на друга. Интересно отметить, что Всемирный экономический форум работает над системой рейтинга космической устойчивости, которая будет оценивать промышленность и правительства в отношении того, насколько «чисто» они используют космос. Европейское космическое агентство и Исследовательская группа по космическим исследованиям MIT Media Lab работают над этой системой рейтинга, и недавно Lockheed Martin Space согласилась стать «подопытным кроликом» для оценки эффективности системы.

Agnieszka Lukaszczyk упомянула о роли договоров ООН в международном сотрудничестве и необходимости того, чтобы отрасли стали активными участниками в разработке этих международных правил, принципов и договоров для расширения своего международного охвата для бизнеса. Система оценки LTS и космической устойчивости является шагом в этом направлении.

В отчете Global Geospatial Industry Outlook and Readiness Index за 2019 год есть раздел «Индекс геопространственной готовности», который является показательным. В то время как несколько развитых стран высоко оценивают это с точки зрения стимулирующей политики, развивающиеся страны не так хорошо себя чувствуют. Даже такая страна, как Индия, обладающая активной космической деятельностью и растущей геопространственной индустрией, отстает в стимулирующей политике. Это та область, где каждая страна должна уделять больше внимания разработке политики для продвижения приложений геопространственных систем.



Возврат к списку

наверх