Пресс-центр

География данных 4.0

16.08.2018
Рубрика:ГИС

География данных 4.0

Геоинформационные технологии (ГИТ) продолжают оказывать огромное влияние на нашу жизнь. Сегодня сложно представить человека, который не пользуется мобильными картографическими и навигационными сервисами или ничего не знает о дронах и их возможностях. Важность ГИТ осознают и на государственном уровне, выделяя им достойное место в планах развития страны. Естественно, эволюция отрасли не обходится без сложностей. Именно на проблемах и способах их решения мы постарались сделать акцент в рамках разносторонней беседы с участниками рынка геоинформационных систем (ГИС) и систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Тренды и динамика

Как считает директор по развитию бизнеса ГК «СКАНЭКС» Дмитрий Вол, сегодня имеет смысл говорить отдельно о рынке ГИС, который бурно развивается, особенно в части навигационных систем, и рынке поставки данных ДЗЗ в России, где наблюдаются признаки стагнации. Особенно заметны они в области оптических космических данных и в сфере применения радарных снимков и современных технологий их обработки, в частности интерферометрии, на базе которой создаются модели местности и рельефа, являющиеся основой для пространственного моделирования, картографирования рельефа и 3D-визуализации. Г-н Вол отмечает, что коммерциализация спутниковых данных в настоящее время выступает одной из приоритетных задач для всех участников рынка ДЗЗ. «Все больше компаний осознают важность внедрения технологий ДЗЗ в свои ГИС, причем большинству из них необходимы не просто спутниковые данные, а удобные и понятные сервисы, с помощью которых можно получить информацию для принятия управленческих решений», – поясняет он. Дмитрий Вол убежден, что именно сейчас происходит переход на качественно новый уровень использования геопространственной информации, который приведет к появлению новых экономических моделей.

Более категоричен в своих суждениях руководитель группы маркетинга АО «РАКУРС» Андрей Пирогов. «Рынок не растет и не падает. Хотя, падать ниже уже и так некуда», – констатирует он. Некоторые надежды г-н Пирогов возлагает на программу «Цифровая экономика», которая потребует новых данных ДЗЗ и создание новых ГИС, тем более что такой запрос уже прописан. Однако задача по реализации данного документа отводится крупным государственным монополистам, а это сложно назвать рынком. Впрочем, состояние рынка ГИС и ДЗЗ в значительной степени зависит от общей экономической ситуации в стране, справедливо заключает г-н Пирогов.

Первый заместитель генерального директора компании «Совзонд» Михаил Болсуновский говорит, что рынки геоинформационных систем, геоинформационных услуг и геолокационных сервисов в России развиваются синхронно с остальным миром. Согласно его мнению, рынок ГИС в последние годы растет довольно быстро в связи с использованием геоаналитики с целью увеличения продаж. Это приводит к необходимости внедрения ГИС в деятельность не только крупных компаний, но и СМБ. Особенно популярны ГИС в ретейле, телекоммуникациях и энергетике. Г-н Болсуновский напоминает, что до недавнего времени ГИС рассматривались только в качестве систем визуализации пространственно-расположенных объектов, то есть по сути выполняли функции электронной карты, не более. «Однако постоянное увеличение спроса на пространственные данные и рост их объема делают актуальной разработку технологий хранения больших данных (Big Data), их быстрой автоматической обработки (Fast Data) и извлечения из них новых знаний (Data Mining). В этих условиях геоинформационные системы становятся инструментом доведения результатов обработки и анализа пространственных данных до потребителя», – поясняет он. Помимо прочего, сегодня возникает потребность в данных как сервисе. Г-н Болсуновский отмечает, что заказчикам нужны не данные, а возможность работать с ними в своих ГИС и приложениях, что должно приводить к снижению затрат на приобретение данных и их хранение.

Ведущий менеджер по продуктам направления ГИС департамента САПР и ГИС ГК Softline Анастасия Егорова отмечает две основные тенденции развития рынка. Во-первых, повсеместное проникновение ГИС для решения транспортных задач в крупных городах. Особенно заметен этот тренд на потребительском рынке, где широко распространены мобильная навигация, обмен геометками между пользователями, каршеринг. В то же время ГИС используются в логистике и становятся важной частью так называемых «умных городов». «Например, с их помощью осуществляется регулирование транспортными потоками в рамках автоматизированных систем управления дорожным движением», – поясняет г-жа Егорова. ГИС позволяют находить и использовать ценные данные при планировании территориального развития городов. Во-вторых, появляется больше новых решений, разработанных в нашей стране для заказчиков, которые ограничены в выборе иностранного ПО.

Коротко, но по делу характеризует ситуацию на рынке генеральный директор компании NextGIS Максим Дубинин: «Динамика отрицательная. Рынок сильно просел, особенно крупные проекты. Активность интеграторов снизилась, крупные заказчики демпингуют в ущерб качеству. Все экономят».

Сделано в России

Андрей Пирогов (АО «РАКУРС») отмечает, что интерес к российским данным ДЗЗ и ГИС в связи с политикой импортозамещения действительно вырос, однако «перестраивать корпоративную информационную архитектуру, равно как отказываться от качественных спутниковых снимков, никто не торопится». Главным фактором, сдерживающим развитие российских данных ДЗЗ, он называет бюрократию процесса и неудовлетворительные технические характеристики конечной продукции. Тем не менее г-н Пирогов ожидает выхода на рынок снимков с аппарата «Аист-2Д» самарского «РКЦ Прогресс». По его словам, это достойный и конкурентоспособный аппарат.

«Программа импортозамещения в целом начинает приносить свои плоды: доля российских разработок растет как на рынке ГИС, так и на рынке ДЗЗ», – считает Дмитрий Вол (ГК «СКАНЭКС»). Рассказывая, о том, что в его компании уделяют значительное внимание развитию решений на базе российских данных и алгоритмах отечественных разработчиков, он напомнил о существующем с 2016 года масштабном проекте по созданию Scanex Maritime – веб-платформы геоинформационных сервисов для морской отрасли: только с начала текущего года запущено 11 геоинформационных сервисов. Г-н Вол сообщил, что компания отмечает интерес потенциальных иностранных заказчиков к этим продуктам.

Михаил Болсуновский («Совзонд») говорит, что развитие рынка отечественных геоинформационных продуктов связано в первую очередь с высоким спросом на ГИС со стороны государственных и общественных структур. В частности, появляются федеральные и региональные геопорталы, среди которых он отмечает ресурсы Росреестра (геопортал «Инфраструктура пространственных данных РФ» и «Публичная кадастровая карта»), Минсельхоза России («Атлас земель сельскохозяйственного назначения») и Роскосмоса. В свою очередь, региональные геопорталы служат повышению эффективности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечению экологической безопасности, рационального землепользования, устойчивого социально-экономического и инновационного развития и в целом инвестиционной привлекательности региона. Активная работа по внедрению ГИС проводится на муниципальном уровне в основном с целью инвентаризации недвижимости и земельных ресурсов, а также для решения градостроительных задач. Г-н Болсуновский также отметил вклад своей компании в ускорение процессов импортозамещения: заказчикам предлагаются готовые решения, созданные на базе отечественной платформы для разработки корпоративных ГИС и информационно-аналитических систем «Геоаналитика». Повышенный интерес вызывает и облачный геоинформационный веб-сервис «Геоаналитика.Агро», предназначенный для облегчения принятия решений в области сельского хозяйства.

Генеральный директор компании «НЕОЛАНТ Запад» Наталья Резина напоминает, что 18 мая 2017 года Президент РФ подписал распоряжение № 163-рп «Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных технологий», содержащее рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ до 01.10.2018 разработать и утвердить соответствующие региональные планы, предусмотрев их реализацию до 31.01.2020. Существенной проблемой на этом пути г-жа Резина называет отсутствие четкого определения, что будет считаться «отечественными ГИС», вследствие чего регионы вынуждены тормозить принятие собственных планов – непонятно, какие требования в итоге будут выдвинуты. «Безусловно, есть понимание, что это должны быть системы, работающие в мультисредах – Windows, Linux, iOS, тем более имеются отечественные ОС на базе Linux; что это должны быть системы, работающие с хранилищами на базе отечественных или свободных программ, например PostgreSQL», – добавляет она.

В то же время понимания, чем вызвана такая задержка с нормативно-правовым регулированием, ни у кого нет. Зато есть предчувствие, что в определении «отечественные ГИС» может появиться что-то совершенно новое и неожиданное. И это несмотря на то, что существует ГОСТ Р 52155-2003 «Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования». В связи с этим вполне оправданны опасения по формированию планов, предусматривающих переход, допустим, на свободное ПО. «Ведь это не просто перечень пунктов типа “разработать”, “внедрить”, “обучить”, но еще и сметы, и понимание пула поставщиков. А вдруг новые изменения сведут все к использованию двух-трех конкретных систем и прощай тогда конкурентный рынок? К чему сейчас тратить средства на замену зарубежных проприетарных систем, если неизвестны требования к новым, отечественным технологиям и, что хуже, еще и к разработчикам?», – недоумевает г-жа Резина. Таким образом, заключает она, импортозамещение в ГИС-сфере идет, но неспешно и осторожно, делаются только те шаги, которые могут быть обоснованы переходным периодом и которые не жаль будет пустить в расход. При благоприятном развитии результаты этих шагов можно будет использовать как задел для реализации конкретных планов, когда те будут утверждены.

В качестве примера г-жа Резина приводит модернизацию прикладных ИС, например региональных ГИС (РГИС). «Почему мы относим эти системы к прикладным? Потому что в большинстве своем это системы, реализующие интерфейсы для использования пространственных данных. Они опираются на спецификации, которые поддерживает выступающее в качестве ГИС-платформы ПО. С точки зрения ГИС-платформ есть, например, серверные компоненты, обеспечивающие публикацию пространственных данных, допустим GeoServer, и настольные приложения – редакторы пространственных данных, например QGis, – поясняет она. – В регионах, где были реализованы интерфейсные системы, заточенные на Windows, производится модернизация – переписывание интерфейсов для работы в мультисредах. В первую очередь изменения вынуждены делать заказчики, у которых интерфейсы систем использовали, например, Silverlight или ActiveX».

«При модернизации регионы стараются сразу же дополнительно обеспечить поддержку открытых спецификаций OGC. Чуть медленнее к модернизации подключаются те регионы, у которых настройки систем были реализованы через “толстые клиенты”, работающие исключительно под ОС Windows. Ряд регионов, у которых в качестве сервера публикации используются зарубежные ГИС, например ESRI ArcGis, вовсе не спешат их заменять», – продолжает Наталья Резина. Впрочем, сегодня есть и такие регионы, которые уже успешно идут по пути импортозамещения, это Ленинградская и Тульская области, Республика Саха (Якутия) и другие.

При правильно сформулированных требованиях к прикладным системам (РГИС) подобные шаги позволяют подстраховаться от незапланированных доработок прикладного ПО в будущем. «Дело в том, что при появлении специфичных требований к платформенным ГИС (серверу публикации или редактору пространственных данных) потребуется конвертация данных и, при плохом раскладе, доделка прикладного ПО, если эти самые платформенные ГИС не будут поддерживать тех же стандартов и спецификаций, которые уже были заложены в прикладных решениях», – заключает г-жа Резина.

Продолжая тему импортозамещения, Анастасия Егорова (ГК Softline) отмечает, что политика, предписывающая заказчикам определенных категорий при прочих равных выбирать российские разработки, уже дала импульс к появлению стартапов, выпускающих достойные отечественные ГИС-приложения. «В дальнейшем, – убеждена она, – количество обязательно перерастет в качество». Сдерживающими факторами при переходе на российские разработки, по ее мнению, являются фактор новизны, консервативность корпоративных заказчиков и технические сложности, которые могут возникнуть при миграции на принципиально иные решения. Однако все эти препятствия станут несущественными, как только на рынке появятся российские продукты, способные не только конкурировать с импортными аналогами, но и превосходить их, уверена г-жа Егорова.

В то же время есть и такие компании, на которые политика импортозамещения пока не оказала существенного влияния, несмотря на то что их продукты давно внесены в соответствующие реестры. «Полный стэк нашего ПО попал в реестр одним из первых, но за два года существования данного перечня уровень его веса в принятии решений очень низок», – заключает Максим Дубинин (NextGIS).

Источник: IT-World

Возврат к списку

наверх