Пресс-центр

НПЦ «Космос-2»: что такое ЕРИАС, или как построить эффективного «цифрового двойника» для города/региона

24.12.2019
Рубрика:ИТ

НПЦ «Космос-2» завершил разработку программного комплекса «Единая реестровая информационно-аналитическая система» (ЕРИАС), который позволяет создать «цифрового двойника» для целого города или региона, обеспечивая при этом онлайн-взаимодействие всех уровней власти, ее ведомств и подразделений.

Как пояснили TelecomDaily представителей НПЦ, прежде, чем приступать к созданию «умного города», необходимо сформировать его «цифрового двойника» — виртуальный прототип, куда перенесены физические объекты и воссозданы процессы управления (далее могут корректироваться на основе сбора и повторного использования цифровой информации о них). Следующий этап – агрегирование данных. «Цифровой двойник» хранит всю историю рабочих данных и позволяет не только корректировать их «по факту», но и моделировать процессы управления в перспективе. Сбор и использование постоянно обновляемых данных нацелены на совершенствование системы управления. Это, соотвественно, открывает большие возможности для управления городами.

Кроме этого, создание «цифрового двойника» решает и проблему информационной несогласованности между различными ветвями власти, между федеральным управлением и местным. Одна из особенностей ЕРИАС — возможность организации совместной работы всех структурных подразделений органов государственной власти региона либо органов местного самоуправления с единым информационным фондом, формировать и управлять едиными электронными карточками учета произвольных типов объектов.

Почему цифровизация государственного и муниципального управления идет тяжело и медленно

«На рынке B2G мы работаем с 2004 года. Начинали с программного обеспечения исключительно для имущественно-земельного комплекса. Можно сказать, что изначально наши разработки позиционировались как стандартные ERP-системы. Автоматизировались конкретные функции, которые разбивались на отдельные процессы. Например, пользователи получали конкретный расчет, формировался отчет, документ, который выводился на печать. И результат сначала в бумажном виде, а потом как электронный документ через СЭД передавался по назначению. Так постепенно интегрировались слои данных различных процессов (например, реестры государственного и муниципального имущества, формирование и расчеты по  договорам, бюджетный учет доходов, дебиторская/кредиторская задолженность, претензионно-исковая работа и т.д.) в более общие процессы. По мере развития технологий и усложнения задач стало очевидным, что традиционные СЭД, организующие обмен документами, их хранение,  и даже их маршрутизацию, не решают основного противоречия – они управляют документами, а не данными, не решают проблемы информационной раздробленности, не достигают цели внедрения процессного подхода и перехода к реестровой модели государственного и муниципального управления», — рассказывает заместитель директора по развитию ООО «НПЦ «Космос-2» Елена Сеничева.

По ее словам, несогласованностей остается очень много. Например, для принятия управленческих решений необходимы данные об одном и том же объекте, предоставляемые различными отраслевыми органами власти.  Полномочия разделены таким образом, что для принятия решений эти сведения  необходимо запрашивать… Если государственные и муниципальные услуги, пусть даже не в полном объеме, стали регламентироваться (этот процесс идет более 10 лет), то исполняемые функции не регламентированы практически нигде, ни в одном регионе, говорит она.

Согласно данным НПЦ, в органах государственной власти и местного самоуправления предоставление услуг в среднем составляет всего лишь 10-20% полномочий, тогда как на функции приходится 80-90% соответственно. А поскольку  регламентация  требует больших временных, и человеческих затрат (процедура занимает до 8 месяцев), целесообразнее сразу переходить к электронным регламентам, уверены в центре. Так,  выход они видят в переходе от оцифровки конкретных функций в ERP-системах к  оцифровке и управлению бизнес-процессами посредством BPM.

Но есть и еще одна проблемная сторона цифровизации государственного и муниципального управления — в отраслевых органах практически нет IT-подразделений. «Штатные единицы выделяются по остаточному принципу, да и заработная плата для квалифицированных  IT-специалистов не соответствует среднерыночной. Финансирование на цифровизацию стало выделяться не так давно и далеко не везде.  Поэтому во многих отраслевых органах просто нет современных информационных систем, способных взаимодействовать с   BPM-системами,  нет специалистов, поддерживающих и развивающих эти системы. Наладить же взаимодействие между существующими ИС в условиях отсутствия административных регламентов очень проблематично – возникает конфликт ведомственных интересов», — поясняет Елена Сеничева.

Отраслевые эксперты также указывают и на возникающие неточности при сборе первичных данных еще на уровне муниципалитетов, когда уже недостоверная информация далее поступает в различные отраслевые ГИС и впоследствии обрабатывается.

Какие из перечисленных проблем решает программный продукт НПЦ «Космос-2» .

Система, как поясняют разработчики, сразу создавалась с тем, чтобы получить «цифровой двойник» города в условиях целого ряда ограничений:

- недостаточности утвержденных регламентов исполнения услуг/функций (разработана возможность настройки  электронного регламента);

- недостаточности информационных систем (возможность настройки рабочего места для разных отраслей);

- недостаточности кадров (один оператор ИС) и финансов (поддержка и развитие одной ИС).

Обязательное условие — программный комплекс должен не только выполнять отдельные операции для любой отрасли (у которой нет своих ИС), но и быстро настраивать сквозные технологические процессы предоставления услуг и исполнения функций, осуществлять взаимодействие с другими информационными системами.

«Отраслевых решений для управления имущественно-земельным комплексом у НПЦ «Космос-2», работающих много лет у наших клиентов в 15 регионах было два: АС Управление муниципальной собственностью (АС УМС) для муниципалитетов и АС Управление государственным и муниципальным имуществом (АС УГМИ) для регионов… Вместе с тем, любой объект можно описать в соответствии с полномочиями любой отрасли и осуществлять управление им с помощью универсальной  ERP-системы, чтобы в ней формировать, а затем экспортировать по вертикали в региональные и федеральные отраслевые ГИС  набор непротиворечивых, достоверных, постоянно обновляемых  разноотраслевых данных нижнего уровня. И этот подход применим к любой отрасли: экономика, торговля, ЖКХ и т.д.», — отмечает Елена Сеничева.

В результате ЕРИАС представляет собой развитие отраслевой ERP-системы до универсальной,  содержащей   гибкие настройки ведения любых отраслевых реестров и конструктор карточек учитываемых объектов с широчайшим функционалом.

Основные  функции:

1. В автоматическом режиме создать и актуализировать единую базу данных всех земельных участков и объектов капитального строительства региона/города (на основе кадастровых паспортов, получаемых из Росреестра).

2. Автоматизировать в рамках единой базы данных все задачи управления архитектуры и градостроительства, включая функции ведения ИСОГД, оказание услуг в электронном виде и формирование выходных документов, ведение фонда инженерных изысканий, актуализации пространственных данных, ведения адресного реестра, учета сведений по градостроительной документации, ведения градостроительного регламента, подготовка разрешительных градостроительных документов и т.д.

3. Создать геопортал региона/города, на котором может быть размещена вся информация об объектах инфраструктуры и территории региона/города, включая информацию об объектах инженерных сетей и коммуникаций, зарегистрированных правах, объектах, свободных от прав третьих лиц, объектах инвестиционной привлекательности и т.д. Данный геопортал может стать элементом системы «Умный город» в рамках стандартов, утвержденных Министром РФ.

4. Интегрировать в единую базу данных ЕРИАС ведение всех задач управления имущественно-земельным комплексом, экономикой, торговлей, ЖКХ и т.д., включая  инструменты администрирования неналоговых доходов по всем КБК, повышения неналоговых поступлений от использования государственного/муниципального имущества и земельных участков региона/города.

5. Предоставить инструменты для проведения тотальной инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости на территории региона/города (заявление Министра экономического развития РФ от 21.03.2019 года о необходимости проведения тотальной инвентаризации земель).

6. Организовать управление объектами налогового потенциала на уровне муниципалитета, создать основу для прогнозирования и повышения налоговых поступлений в бюджет, в том числе базируясь на данных Росреестра и ФНС.

7. Организовать эффективный муниципальный земельный контроль, на основе информационного взаимодействия с Росреестром, ФНС и другими ведомствами.

8. Обеспечить автоматизацию всех задач управления объектами нестационарной торговли (НТО), стационарной торговли, ярмарок, рынков и др.

9. Организовать полностью автоматическое взаимодействие с ГИС ГМП по всем видам операций.

10. Организовать создание эффективно действующего интегрированного инвестиционного портала города, создать основу для привлечения инвестиций при расселении граждан из аварийного жилья, и в других сферах деятельности, повысить эффективность реализации муниципальных программ.

11. Обеспечить совместное ведение всеми подразделениями администрации города информации по объектам городской инфраструктуры.

12. Обеспечить формирование связей между объектами учета любых типов (например, размещение строений, нестационарных торговых объектов (НТО), игровых площадок и т.п.).

13. Обеспечить формирование единой базы субъектов права в рамках всего спектра регистрируемых правовых отношений в пределах компетенции муниципалитета.

14. Обеспечить согласованную и эффективную претензионно-исковую деятельность.

15. Организовать автоматическое ведение бюджетного (бухгалтерского) учета доходов по всем администрируемым кодам бюджетной классификации (КБК).

16. Организовать эффективное межведомственное взаимодействие по протоколам СМЭВ, включая инструменты создания автоматических регламентных операций.

17. Сократить внутренний документооборот между подразделениями администрации .

18. Обеспечить основу для аналитики и принятия эффективных управленческих решений в режиме реального времени.

19. Мониторинг внешних источников (собственные сервисы СМЭВ (ЕПГУ, МФЦ, сервисы предоставления сведений)) на предмет наступления условий инициации цепочки операций.

20. Автоматизированный запрос дополнительных сведений из внешних источников по каналам СМЭВ либо из собственного информационного фонда, согласно описанию технологического процесса.

21. Своевременное информирование ответственного исполнителя на каждом этапе цепочки и предоставления полного набора сведений для принятия решения.

22. Автоматизированную передачу результата инициатору цепочки различными способами для технического процесса.

23. Мониторинг/контроль сроков исполнения каждого этапа и общего срока исполнения согласно описанию технологического процесса.

24. Создание внутренних функций документопотока в случае нарушений сроков либо выявления нарушений состояния объекта или субъекта.

25. Оповещение администратора Подсистемы о сбойных ситуациях в подсистеме настройки процессов.

26. Контроль управления правами/группами операторов и исполнителей процессов.

ЕРИАС дает возможность организациям, не имеющим опыта в программировании, быстро, с помощью конструктора форм, настраиваемых шаблонов документов и т.д., сформировать основные параметры рабочих мест пользователей, резюмируют в НПЦ «Космос-2». Активная ERP-система сама напомнит пользователю, что приближается контрольный срок, запросит у него отчет, а также  запросит данные из смежных ИС.

Источник: TelecomDaily

Возврат к списку

наверх