Умные города привлекают к себе всё больше внимания, особенно по мере того как они становятся точками притяжения для многих юрисдикций. В этих городских утопиях налажена чёткая взаимосвязь между гражданами, для которых они созданы, и системами, сетями и устройствами, которые обеспечивают их безопасную, надёжную и эффективную работу. Что наиболее важно, умные города будут строиться на совершенно новой инфраструктуре финансовых технологий, которая поддерживает поток микроплатежей по финансовой «сантехнике», аналогично тому, как другие важные коммунальные услуги (вода, энергия, данные и т.д.) текут по трубам, кабелям и оптоволокну.
Основная цель умного города – оптимизировать функции города и способствовать экономическому росту за счёт использования передовых технологий. Умные города стремятся повысить операционную эффективность, достичь целей устойчивого развития, оптимизировать энергетику и управление дефицитными ресурсами, а в результате улучшить жизнь жителей города.
Например, в Сингапуре, одном из самых густонаселённых городов мира, датчики используются для цифрового сбора данных об объёмах дорожного движения и пешеходной активности. Затем данные передаются в агентства для анализа, где принимаются решения о соответствующих действиях как с точки зрения перенаправления потоков в реальном времени, так и для улучшения политики и планирования. Другие области внимания включают использование технологий умного дома для решения таких проблем, как управление отходами и энергоэффективность.
Точный и надёжный сбор данных с подключённых устройств критически важен, и лучший способ добиться активного участия жителей города в предоставлении этих данных со своих устройств – это стимулировать их к этому.
Умный город несёт ответственность перед своими гражданами за работу и отчётность об инфраструктуре, а также за включение экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) в свой дизайн. Внедрение схем стимулирования для поощрения позитивного поведения, вероятно, будет играть важную роль в решении наиболее важных экологических, социальных и экономических проблем, с которыми сталкиваются жители этих городов. Действительно, по мере того, как города участвуют в реализации климатических целей Организации Объединенных Наций на период до 2050 года в соответствии с Парижским соглашением, такие схемы стимулирования могут иметь решающее значение в оказании помощи городам в сокращении выбросов и достижении углеродно-нейтрального будущего.
Использование систем стимулирования, основанных на способности передавать крошечные суммы микроплатежей, могло бы ускорить создание умных городов. Проще говоря, микроплатежи – это транзакции на очень небольшие суммы, часто в доли центов, которые совершаются в режиме реального времени, когда пользователь или устройство активно взаимодействуют с системой или процессом. Ярким примером этого является распространение процессов регистрации и отслеживания Covid-19. В настоящее время мы не получаем вознаграждения за вход в общественные учреждения, но, возможно, если бы получали, то соблюдение требований было бы выше. Любая инициатива умного города, которая требует сбора данных для обработки аналитическими системами города, которые реагируют поведенческим «подталкиванием» сообщества с помощью вознаграждения, выиграют от платёжной инфраструктуры, поддерживающей микроплатежи. Фактически все граждане и их устройства становятся «просьюмерами городских данных (производителями и потребителями)» и получают вознаграждение в режиме реального времени микроплатежами за своё участие.
Люди в целом могут выступать за технический прогресс для улучшения качества своей жизни, однако злоупотребление персональными данными централизованными платформами «больших технологий» в последние годы, несомненно, вызвало у общественности, мягко говоря, нерешительность в отношении участия в сборе информации на основе технологий.
В условиях пандемии Covid-19 количество утечек данных значительно увеличивается. Подтверждённые утечки данных только в сфере здравоохранения увеличились на 58% в 2020 году. Согласно тому же отчёту, общее количество утечек веб-приложений за период с 2019 по 2020 годы увеличилось вдвое. Инициативы умного города должны решать эти проблемы конфиденциальности и безопасности данных, в противном случае участию в них будут препятствовать опасения граждан по поводу того, как их данные используются при внедрении технологии.
Следовательно, для стимулирования общественного одобрения умных городов потребуются системы стимулирования, ориентированные на согласие и укрепление доверия. При правильном внедрении, когда конфиденциальность граждан встроена в дизайн систем, поведенческая мотивация может обеспечить бесперебойную работу и безопасность города. Граждан можно мягко подтолкнуть, чтобы побудить их реагировать к собственной выгоде, например способствовать безопасности дорожного движения или переработке отходов. В этих примерах микроплатежи могут производиться напрямую и в режиме реального времени за соблюдение переменных ограничений скорости, поощрение детей за переход улицы в безопасном месте или в виде игрового вознаграждения за правильное удаление различных типов отходов.
Подключённые устройства Интернета вещей (IoT) станут глазами, ушами и руками города, автоматически собирая данные обо всём: от движения транспорта до факторов окружающей среды, погоды, отслеживания цепочки поставок и управления городскими службами. Эти данные будут использоваться для информирования и адаптации политики, а также для принятия решений в режиме реального времени, чтобы системы города работали бесперебойно.
По мере развёртывания новых высокоскоростных сетей, таких как 5G или LoRaWAN, и роста использования подключённых устройств, возрастёт потребность в автоматических микроплатежах и микроплатежах между устройствами. Сценарии использования включают в себя автоматическую оплату использования электромобилей по мере их проезда, автоматическую оплату при доставке дронами или оплату поставщиком сетевого шлюза Интернета вещей устройствами, активированными в пределах своего диапазона. Основным требованием к этим ячеистым сетям устройств является масштабирование, скорость и безопасность, а также делегированные полномочия, подкреплённые цифровой идентификацией.
Текущая платёжная инфраструктура не может поддерживать десятки миллиардов постоянно подключённых устройств IoT. Базовая инфраструктура, соединяющая различные точки данных, устройства и заинтересованные стороны друг с другом, – это ключ к успеху систем стимулирования и общей целостности умного города. Технология распределённого реестра обещает стать основополагающим сетевым уровнем для многих из этих систем, лежащих в основе финансовых услуг, цепочки поставок, взаимодействующих систем идентификации и новых децентрализованных экономических моделей. Кроме того, децентрализованное владение реестрами данных и репозиториями в основе умного города делает коррупцию практически невозможной, поскольку ни одна централизованная организация не контролирует доступ к реестру.
Если мы считаем, что умным городам требуется новый тип финансовой «сантехники», который поддерживает все их услуги и, скорее всего, будет основан на распределённых реестрах, то мы должны рассмотреть тип общедоступной цифровой валюты. Много было написано о криптовалютах, стейблкоинах и цифровых валютах центрального банка (CBDC), и вполне возможно, что в некоторых умных городах есть собственная валюта CityCoin, но нам также может потребоваться рассмотреть новый тип валюты: машинные деньги.
В Германии финансовые регуляторы открыто обсуждают создание особого типа валюты для поддержки своих инициатив «Индустрии 4.0» - деноминированных в евро машинных денег, которые представляют собой цифровые деньги, но оптимизированы для сверхбыстрых транзакций, необходимых для устройств. Это не потребует сложности «оптовых» CBDC, которые предлагаются для национальных финансовых учреждений, или полностью автономных требований на основе кошелька «розничного» эквивалента CBDC цифровых денег. Эти «машинные деньги» умного города будут менее сложными, потому что транзакции будут более простыми переводами токенизированных денег центрального банка и могут быть только периодически связаны с финансовым учреждением. Их архитектура должна быть устойчивой к кибератакам, сбоям сети и неисправностям оборудования.
Эти мысли могут показаться футуристическими, но умные города уже планируются, проектируются и внедряются во всем мире, и все они должны учитывать факторы устойчивости и ESG в своих проектах. По мере роста мирового населения и по мере того, как мы пытаемся реагировать на изменение климата, обеспечивать продовольственную безопасность, переход на возобновляемые источники энергии и финансовую доступность, технологии будут доминировать в нашем городском планировании и развитии.
От Дубая, Пекина и Сингапура и модернизации существующих городских центров до крупных новых городов в Африке, вполне вероятно, что мы увидим системы поощрений, использующие микроплатежи, чтобы подтолкнуть и направить поведение граждан для достижения оптимального операционного равновесия и измеримой устойчивости. Для этого будет развёрнута быстрая и безопасная финансовая инфраструктура, что позволит потоку микроплатежей стать источником коммерческой и поведенческой жизненной силы всех новых городов.
Источник: Вестник ГЛОНАСС