Пресс-центр

Цифровизация лесного хозяйства

27.12.2019

Решить проблему незаконного оборота древесины в России поможет принятие Концепции системы прослеживаемости происхождения древесины, а также введение электронного сопроводительного документа. Для этого в документе предлагается доработать функционал Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС).

На сегодняшний день ЛесЕГАИС содержит полную базу данных обо всех документах по использованию лесов. В ней, помимо этого, регистрируются все сделки с древесиной, а с июля 2017 г. – и с пиломатериалами первичного лесопиления, а также сведения о поштучной маркировке древесины дуба, бука и ясеня при экспорте. К этим сведениям имеют доступ все заинтересованные стороны, включая ведомства, перед которыми стоит задача по декриминализации лесной отрасли.

Однако пока еще существует ряд факторов, снижающих эффективность использования этой системы. В частности, это незащищенный сопроводительный документ на транспортировку древесины, сведения о котором не вносятся в ЛесЕГАИС. Недобросовестные предприниматели, перевозчики древесины могут использовать один и тот же сопроводительный документ неоднократно, подделывать его, указывая данные о действующих в регионе компаниях, а также вывозить древесину из лесосек, не указанных в документе.

Рослесхоз совместно с Минприроды разработал законопроект, обязывающий собственников использовать при перевозке древесины специальный, защищенный от подделки электронный сопроводительный документ. В нем все значимые действия дополнительно будут фиксироваться геотегами, сохраняющими географические координаты, дату и время при погрузке древесины на транспортное средство, разгрузке на нижнем складе или при приемке на деревообрабатывающем комбинате. Причем оформление этого документа до завершения действия предыдущего для конкретного автомобиля не допускается.

Очень важно, что сведения об электронном сопроводительном документе потребуется вносить в ЛесЕГАИС. В любое время государство будет знать, кто, сколько древесины и куда перевез. Введение электронного сопроводительного документа обеспечит прослеживаемость древесины: по бревнам, хлыстам и пиломатериалам; по сортиментному и породному составу; по собственнику и переходу собственности; по местоположению – от лесосеки до места складирования древесины. Также в ЛесЕГАИС будут регистрироваться и учитываться все места складирования древесины. По каждому из них в системе будет вестись учет приема древесины, списания в производство (распиловка, строгание и т.п.), а также фиксация остатков на начало и конец отчетного периода.

Древесина – смешиваемый товар. Поэтому ее доставка от лесосеки до первого места складирования, где сортируются и смешиваются деревья, заготовленные в разных местах, является важным этапом оборота, который фиксирует совокупность лесосек и объемов по каждому виду древесины, из которых формируются все последующие партии. В дальнейшем смешанные партии транспортируются на вторичные места складирования, где может осуществляться перевалка, распиловка древесины и дальнейший оборот пиломатериалов, а также другие виды деревопереработки и отправка продукции на экспорт.

Законопроект прошел общественное обсуждение и согласование с федеральными органами исполнительной власти, дополнен полученными предложениями и в настоящее время направлен на проведение антикоррупционной экспертизы в Минюст России. Требования законопроекта предполагается ввести с 1 июля 2021 г. В целом эти меры позволят обеспечить прозрачность российского рынка лесопродукции. За несоблюдение новых норм законодательства об учете древесины будет установлена административная ответственность.

Концепция прослеживаемости происхождения древесины в РФ создана на основе электронных маркеров мест заготовки, складирования, переработки, вывоза древесины из РФ, перевозимых партий и сортиментов и средств ее перевозки. Концепция предназначена для обеспечения комплексного подхода при организации государственной системы прослеживаемости движения древесины, минимизации появления на товарных рынках древесины неизвестного происхождения и для внесения согласованных изменений в нормативную правовую базу действующей системы учета древесины и сделок с ней.

Концепция учитывает специфику древесины, которая не может быть фальсификатом, как потребительские товары и т.д., но может быть незаконно заготовленной, незаконно включенной в оборот или иметь неизвестное происхождение. А потому Концепция ориентирована на проверку происхождения древесины контролирующими и правоохранительными органами. Древесина до заготовки является элементом ландшафта и имеет конкретное географическое место происхождения.

В процессе заготовки, сортировки, перевозки, переработки и экспорта она смешивается, из разнородного по породам и качеству сырья формируются относительно однородные партии продукции. Ключевая особенность Концепции – ее ориентированность на привязку производимой, принимаемой, списываемой товарной продукции из древесины к собственнику, местоположению или средству ее перевозки для обеспечения прослеживаемости ее происхождения правоохранительными и контролирующими органами.

Концепция распространяется на бревна и хлысты, которые введены в оборот через учет и приемку на лесосеке или ввезены на территорию Российской Федерации и до момента ее списания при переработке, продаже, передаче, ликвидации, вывозе из страны. Предполагается, что экспортируемая древесина ценных пород (дуб, бук, ясень) и все виды пиломатериалов подпадают под действие Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров. Однако в настоящее время ни один из видов древесины, лесоматериалов и изделий из древесины не включен в распоряжение Правительства РФ № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Концепция создания и функционирования системы прослеживаемости происхождения древесины на основе электронных маркеров и Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров и прослеживаемости их движения в части товаров из древесины являются взаимодополняющими. Они действуют отдельно на сырьевой отрезок оборота древесины и отдельно – на полуфабрикаты и потребительские товары из нее.

Электронный маркер – центральное понятие Концепции. Это совокупность кодов идентификации (цифровой контейнер, электронный файл), обеспечивающая прослеживаемость происхождения древесины для единицы продукции в конкретном месте заготовки, складирования, переработки, экспорта древесины и средств ее перевозки с определенными местоположениями, датой и временем. Электронный маркер увязывает коды идентификации, местоположение, дату и время одного этапа, например перевозку древесины и ее приемку на месте складирования. Он может содержать неограниченное число кодов идентификации, местоположений, дат и времени. Так, для приемки древесины на складе электронный маркер содержит установленное законодательством ее описание, коды идентификации собственника и уполномоченного им лица, средства перевозки, места складирования, первичного учетного документа в электронном виде, который зафиксировал указанный факт хозяйственной жизни, дату, время и географические координаты места приемки.

Важным элементом системы является средство идентификации, которое выполняет функции носителя электронных маркеров и обеспечивает их запись, считывание. Это может быть электронный сопроводительный документ; мобильные и стационарные регистраторы-терминалы с функцией определения местоположения, даты, времени; мобильные и стационарные логистические терминалы-регистраторы для транспортных средств с функцией определения местоположения, даты, времени; контрольно-кассовые машины для отпуска древесины в розницу физическим лицам.

Все этапы оборота древесины предполагается фиксировать в первичных учетных документах. Использовать унифицированные формы необходимо при оформлении кассовых документов, утвержденных бланков строгой отчетности, транспортной накладной.

Для прослеживаемости происхождения древесины будут использоваться учетные документы в электронной форме, каждый из которых имеет уникальный код идентификации. Оформление этого документа посменно, но не реже одного раза в сутки необходимо при заготовке древесины, отгрузке для каждого средства перевозки, при приемке древесины для каждого средства перевозки или для каждой транспортной или торговой операции, при списании древесины в производство или в отходы, на иные производственные нужды.

В случае инвентаризации остатков в месте складирования древесины документ должен оформляться для каждого места складирования и для каждого собственника отдельно в указанном месте не реже одного раза в год. Собрать электронные маркеры на сервер ЛесЕГАИС из удаленных мест – отдельная задача. Для ее выполнения предполагается создание системы сбора информации для ЛесЕГАИС. Это будет совокупность технических, организационных, программных средств для обеспечения поступления информации в кратчайшие сроки от мест ее формирования до сервера ЛесЕГАИС.

Предприятия лесного хозяйства до сих пор формируют отраслевую отчетность на бумажных носителях. И только декларация о сделках с древесиной существует исключительно в электронном виде, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании. При этом сведения из бумажных документов поступают в региональные и федеральные информационные системы. Это несколько миллионов документов в год. Для примера: в ЛесЕГАИС хранится более 2 млн деклараций о сделках с древесиной (ежедневно вносится более 2000 этих документов) и более 6,7 млн правоустанавливающих и отчетных документов: 174 тыс. договоров аренды, 3,2 млн договоров купли-продажи лесных насаждений, 3,2 млн отчетов об использовании лесов, 435 тыс. лесных декларации и 37 тыс. государственных контрактов. Вопрос цифровизации государственных функций и государственных услуг в лесном хозяйстве перезрел.

Технические решения по переводу в цифровой вид наиболее массовых документов – лесных деклараций и отчетов об использовании лесов – уже готовы и могут быть использованы на региональном уровне на технологической платформе ЛесЕГАИС. Более того, уже сейчас реализован и используется функционал обмена данными отраслевой отчетности между ЛесЕГАИС и программными продуктами отечественных разработчиков, которые используются лесозаготовителями, лесопереработчиками и в региональных органах управления лесами. Важно, чтобы информация вводилась в систему однократно, а все ранее введенные данные подтягивались из действующих АИС. В лесном комплексе РФ идет процесс плотной интеграции информационных систем и обмена данными между Рослесхозом, Федеральной налоговой службой, ФТС и МВД.

Те же, кто не исполняет лесное законодательство или договорные обязательства, должны нести административное или, в случаях незаконных рубок, уголовное наказание. В 2018 г. за незаконный оборот древесины было возбуждено 12 555 административных дел, а общая сумма штрафов составила 98,8 млн руб.

Еще один шаг в информатизации лесного хозяйства – создание единой автоматизированной лесной отраслевой информационной системы «Леса России». Ее основная цель – объединение на цифровой платформе информации о лесных ресурсах, содержащейся и обрабатываемой в разных информационных системах Рослесхоза, подведомственных ему организаций, органов управления лесами в субъектах РФ. Цифровая платформа должна включать набор аппаратных средств, каналов связи, технологий управления, методик и программных продуктов для сбора, использования, объединения, визуализации и анализа данных в области лесных отношений.

Внедрение лесной отраслевой информационной системы позволит:

  • оптимизировать информационные потоки;

  • снизить временные затраты на получение и обмен информацией;

  • увеличить контроль за достоверностью и согласованностью данных из разных источников;

  • сократить бумажный документооборот и сроки исполнения поручений;

  • повысить обоснованность и правомерность принятия управленческих решений федерального и регионального уровней;

  • исключить дублирование данных;

  • повысить актуальность данных о лесном фонде;

  • увеличить прозрачность лесной отрасли.

Это станет возможным за счет централизации сведений о лесных ресурсах путем: создания единого информационного пространства, объединяющего сведения о лесных ресурсах из существующих региональных информационных систем; исполнения государственных функций, оказания государственных услуг в электронном виде; повышения достоверности и оперативности предоставления федеральными органами и ведомствами информации, необходимой для принятия управленческих решений; повышения визуальной доступности имеющихся данных и эффективности ведения Государственного лесного реестра; снижения трудозатрат на формирование и предоставление отраслевой отчетности.

В процессе создания лесной отраслевой информационной системы планируется разработать единый формат хранения таксационных описаний, загрузки и хранения статистической и отраслевой отчетности, данных о границах лесничеств, вплоть до лесных выделов, лесоустроительной документации с использованием имеющегося единого формата описания в электронной форме. Необходимо будет решить вопрос отображения географической карты РФ с делением на участки вплоть до лесных выделов с привязкой лесоустроительной документации. Унифицировать сбор, хранение и предоставление на федеральном уровне форм отраслевой и статистической отчетности. Функционал системы должен быть универсальным, чтобы применяться как для поддержки принятия управленческих решений, так и для оказания услуг физическим лицам и бизнесу. Государственная информационная система «Леса России» будет использоваться сотрудниками Рослесхоза, региональных департаментов, ФГБУ «Рослесинфорг», ФБУ «Авиалесоохрана», ФБУ «Рослесозащита», подведомственных научно-исследовательских институтов, ОИВ субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений.

Одним из следующих этапов развития ЛесЕГАИС предусматривается создание подсистемы сбора и консолидации данных о фактическом происхождении, обороте и транспортировке древесины с отображением информации на картографической основе. Цель развития функционала ЛесЕГАИС – создание открытого картографического web-ресурса, содержащего информацию о лесном фонде Российской Федерации, и предоставление органам государственной власти, предприятиям и организациям лесного сектора, арендаторам доступа к актуальным данным о лесах.

Информационные потоки лесной отрасли, которые планируется визуализировать на интерактивной карте, уже на сегодняшний день содержатся в материалах ведомственных информационных систем, которые регулярно обновляются и синхронизируются между собой.

В перспективе развития ЛесЕГАИС также планируется реализовать: информацию об объемах лесовосстановления, предоставление возможности лесопользователям внесения отчетов по охране, защите, воспроизводству лесов; ведение реестра цен на лесоматериалы в ЛесЕГАИС, а также внесение арендной платы лесопользователя по каждому виду использования лесного участка; межотраслевой обмен информацией через ЛесЕГАИС с ФТС о пересечении границы партий древесины; ведение в ЛесЕГАИС реестра собственников спецтехники, используемой при лесозаготовках и перевозке древесины; ведение в ЛесЕГАИС контроля с использованием данных ДЗЗ, а также использование геоинформационных карт в ЛесЕГАИС. Кроме того, ЛесЕГАИС может стать площадкой для осуществления электронных биржевых торгов.

Перспективное развитие функционала ЛесЕГАИС, в том числе с добавлением геоинформационной платформы, позволит решить следующие задачи: повышение достоверности и оперативности предоставления федеральными органами и ведомствами информации, необходимой для принятия управленческих решений; повышение эффективности контроля исполнения планов и обеспечение оценки эффективности реализации мероприятий; повышение точности планирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; модернизация системы управления лесным хозяйством; осуществление увязки данных информационных систем Рослесхоза и подведомственных ему организаций в единой информационной системе.

В 2019 г. в пилотном режиме производится отработка технологии получения пространственного расположения отводимых лесосек в рубку с использованием средств геопозиционирования с последующим занесением информации в ЛесЕГАИС. Реализация данной технологии позволит полностью автоматизировать процесс верификации всех вырубок на территории РФ, выявленных по данным космической съемки, на предмет легальности их происхождения.

Источник: Журнал Лесная индустрия

Возврат к списку

наверх